< Как кофе разделяет нас на два лагеря | О сельском хозяйстве и питании

Как кофе разделяет нас на два лагеря

Нaпрoтив, прoдoлжaeт oн, в прирoдe нe сущeствуeт oтдeльнo взятoй «эссeнции чaя». Чaй сoстoит из oчeнь бoльшoгo числa кoмпoнeнтoв, нo ни oдин из ниx нe являeтся oснoвoпoлaгaющим. Всe мнoгoчислeнныe рaзнoвиднoсти кoфe oблaдaют oднoй oбщeй нoткoй, кoтoрую сooбщaeт им oпрeдeлeнный вид мaслa — кaфeoль, oстрo пaxнущee вeщeствo, выдeляющeeся при обжарке зерен. Пока я обдумываю эту мысль, Берман объясняет, как он с помощью своего исследования сумел получить информацию, помогающую ему понять напиток — кофе. Чаизм против кофеизма «Содержание его в зернах совсем не велико — всего около 0,5%», — рассказывает мне Берман, однако без него в напитке нельзя было бы признать кофе.
Плодом его изысканий стала новая книга, озаглавленная «Философия дегустации кофе». Наслаивая заново один на другой эти слои, размышляя «снизу вверх», вы сможете лучше понять себя и свой внутренний мир. Вы находитесь в состоянии ясности и отчетливости». Мой проводник в этом странствии — Дэвид Берман из Колледжа Св.Троицы в Дублине, философ, который посвятил многие часы изучению замысловатых взаимосвязей между процессом мышления и чувствами. И вот я делаю маленький глоточек, чтобы впитать вкус. И как он, мозг, формирует наш сознательный опыт… «Когда мы пьем кофе, мы поглощаем кофеин, который стимулирует ум и делает его острее. Это и в самом деле представляется мне «трудной проблемой», когда я размышляю над тем, каким образом мозг конструирует все эти разнообразные квалиа (qualia) — проявления субъективных чувственных опытов, которые нельзя в полной мере выразить словами. Существуют некоторые данные, что, например, язык может видоизменять восприятия (перцепции — создание перцептивного или чувственного образа). Вы избавляетесь от вялости. Такое явление получило название «обработки информации сверху вниз» — по нисходящей линии (когда образ строится под влиянием прошлого опыта человека и его представлений о мире). То, как в результате смешения различных чувств формируется человеческое сознание, получило в неврологии и философии название «трудной проблемы». «Если вы относитесь к кофе так же серьезно, как отношусь к нему я, тогда вы, по идее, сможете попробовать добраться до непосредственного опыта», — объясняет Берман. У меня такое ощущение, будто я пью настойку золы от сгоревших в костре поленьев: ощущается привкус и запах дыма с примесью креозота. Я не уверен, что мне уже удалось проникнуть в скрытую в ней тайну. Кофе, считает он, особенно продуктивен в этой погоне за первичным опытом. Я пытаюсь сосредоточиться и ощущаю мягкую, вязкую текстуру, которая, как кажется, маскирует более острые оттенки вкуса — словно стальное лезвие, обернутое бархатом. Никогда еще в своей жизни я так внимательно не анализировал содержимое чашки кофе. Эта идея не замыкается на одной лишь философии.
На заставке фото с сайта beta.queen-time.ru 
 
Квалиа (qualia) — философский термин, обозначающий субъективность восприятия свойств и качеств предметов, явлений, ощущений и т.д. Когда дело доходит до того, чтобы проанализировать наши внутренние переживания и открыть разум для чувств, никому из нас не повредит, если время от времени мы будем, просыпаясь, вдыхать аромат кофе. Берман делает вывод, что пристрастие к кофе или чаю отражает два различных типа философского мировоззрения. После пришла третья волна эксклюзивных кофеен, в которых мастера-кофевары опять стали внедрять более ароматные и насыщенные кислотами смеси. Вам кажется, что вы пробуете кофе, а на самом деле вы погружаетесь в интроспекцию (самоанализ, наблюдение за собственными психическими процессами) и понимаете, что вы ошибочно воспринимаете запах как вкус». Квалиа — это свойства чувственного опыта, «атомы опыта». Даже если вас не убеждает теория о роли кофе в философии, может быть, Берман все же прав в том, что касается его взгляда на самоанализ и созерцание. Допив свой кофе, я вдруг понял, что давно уже не получал такого удовольствия от чашки этого напитка. Эти химические вещества образуют то, что называют «телом» кофе. Как говорит Берман, маятник нашего восприятия вкуса десятилетиями колеблется между кислым и легким — или темным и горьким. Естество кофе, напротив, определяется одним единственным компонентом, который стоит особняком в ряду других ароматов. Единственный ингредиент кофе может вводить в заблуждение. Сделав очередной глоток, я почувствовал, как отчетливый вкус кафеоля обжег мне язык, но оказалось, что это — иллюзия. Произошел возврат к более горьким привкусам. По контрасту, более длительная и темная обжарка приводит к образованию новых белков и ферментов в кофейных зернах. Потом подоспела вторая волна, которую принесли такие сетевые кофейни как Costa и Starbucks. Легкая обжарка позволяет содержащимся в кофейных зернах кислотам проявиться и засиять, придавая напитку яркость. Возможно, это метафора бытующего на Западе обыкновения проводить четкую грань между, скажем, телом и духом. Вот это и есть один из сюрпризов, говорит он. Чтобы объяснить это, Берман велит мне зажать нос, когда я буду делать следующий глоток. То, что мне досталось на этот раз, оказалось бледной тенью исходного вкуса. Это колебание между двумя крайностями способно наглядно и более обобщенно продемонстрировать некие глубины человеческой личности, считает Берман.   Он подозревает, что приверженность горькому кофе в противоположность ароматному представляет собой основополагающий ментальный тип.
Источник: Дэвид Робсон (David Robson) — www.bbc.com

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.